Как секты удерживают своих членов?
Говоря о применении различных психологических приемов внутри самих тоталитарных сект, следует четко осознавать их отличие от технологий, применяемых в политике. Дело в том, что, живя в нормальном мире, среди нормальных людей, человек психически несравненно более свободен, чем внутри тоталитарной секты. Поэтому политики и менеджеры и разрабатывают методы, как заинтересовать человека, как выработать в нем групповую идентичность, как повлиять на мотивацию и т.п. В сектах же эти методы гораздо агрессивнее, они почти не замаскированы, но с другой стороны – психологически очень тонко продуманы и изощренны.
а) «Бомбардировка любовью»
Этот прием применяется в самом начале, как только объект завлечен в секту. Особенно действенно он применяется у мунистов. Заключается данный метод в следующем: новичка окружают радостно улыбающиеся люди, которые с огромным интересом слушают все, что бы он ни сказал. Они обращаются с ним как с братом, всячески демонстрируют, как он им интересен, просят показать, что он умеет, и любые его действия воспринимают с «неподдельным» восхищением. На молодых людей и девушек, у которых часто возникают трудности в общении, которые страдают из-за того, что их якобы недооценивают, такое отношение производит огромное впечатление. Связи со старыми знакомыми и друзьями рвутся в считанные недели (зачем дружить с человеком, который может на тебя обидеться или обидеть тебя самого?) «Объект» буквально не вылезает из секты, у него возникает, без преувеличения, наркотическая зависимость общения с новыми «друзьями».
И тут, по прошествии некоторого периода, наступает самое главное: новичок задал какой-нибудь «неудобный» вопрос, отказался выполнить какое-либо поручение, подверг сомнению высказывание наставника – и отношение к нему моментально меняется. Его «лучшие друзья» держатся с ним подчеркнуто холодно, постоянно ссылаются на недостаток времени и т.п. Человек в этой ситуации думает только об одном: как вернуть расположение своих друзей (заметим, он шокирован разительностью перемены отношения к нему). Ради этого он готов отбросить все свои вопросы, выполнить любое возложенное на него поручение… Результат этого весьма плачевен: человек сам подавляет свое критическое мышление, чтобы оно ему «не мешало», и становится все более управляемым.
б) Изоляция. Социальное групповое давление
Эти два метода применяются совместно. От адептов часто прямо требуется, чтобы они порвали все связи с внешним миром (изоляция) и общались только с членами секты (групповое давление). В таких условиях человек очень быстро утачивает чувство реальности. В сайентологии, например, практикуется такое упражнение: человек долго орет на пепельницу : «Встать! Я сказал: «Встать!» Если вас заставили поверить, что вы можете управлять пепельницей, то вас можно заставить поверить во что угодно.
Людям разрешается читать только сектантскую литературу, общаться с «внешними» только при вербовке. Тут явно эксплуатируется присущее нам от природы чувство принадлежности к социуму: при жесткой изоляции и мощном давлении у человека меняются ориентиры, меняются взгляды, им очень легко манипулировать.
У человека возникает мощнейшая, невиданная вне сект политическая идентичность со своей in-группой. Это ведет к выработке сектантского мышления: биполярного видения мира, при котором все поделено на черное и белое, а всех люди – на «своих» (т.е. членов секты) и «внешних», обреченных на погибель. Сектантское мышление отличается удивительной узостью – недаром в сектах не поощряется какое-либо «внешнее» образование. Люди с таким мышлением крайне опасны; нормальному человеку трудно даже представить их психологию – их мысли вращаются вокруг четко определенного и крайне ограниченного набора понятий. Для этого лидеры сект используют мантры – своеобразную жвачку для ума. Которую человек повторяет много часов в день, не вдумываясь в смысл (которого часто и нет). Пример мантры: «Гуру велик и равен Богу». Мышление такого человека прекрасно отражено в четверостишии одного поэта сталинского периода:
Оглянешься – вокруг враги;
Руки протянешь – и нет друзей…
Но если он скажет: солги! – солги.
Но если он скажет: убей! – убей.
в) Сектантский язык
С помощью этого метода лидеры сект добиваются полного контроля над сознанием своих подопечных. Здесь используется сложная система ассоциаций. Например, в «Церкви Объединения» Муна проявление малейших сомнений в непогрешимости лидера называется «синдром Каина и Авеля». Действует это очень хорошо: мало кто захочет считать себя первоубийцей Каином. Чтобы изменить ценностные установки адептов, лидеры сект часто вкладывают привычные слова совершенно иной смысл. Это называется «загруженный термин». Так, в «церкви Христа» слово «традиционный» имеет резко негативное значение.
Но особенно выпукло этот прием виден в сайентологической организации: «Под словом «этика» подразумевается тотальная слежка и доносительство». «Опекунское управление» занимается гипнотическими и карательными функциями, «честная игра» предполагает бесчеловечные действия против оппонента без каких-либо нравственных или юридических ограничений, тайная беззаконная шпионская операция носит название «Белоснежка»… «Насколько изощренной должна показаться психика человека, додумавшегося до такого смешения понятий…»
г) Отсутствие всего личного
В подавляющем большинстве случаев сектант должен продать все, что имеет, и отдать деньги организации. Человек не имеет права на личную жизнь. В московской «Церкви Христа» (кстати, расположенной в МГУ им. Ломоносова), например, отводятся специальные дни для свиданий – разумеется, «свидания» происходят под наблюдением наставников… Так люди, живя в демократическом обществе, позволяют заключить себя в настоящий концлагерь. Человек, все отдавший секте, готов снести очень многое. Своих интересов у него нет – они заменены интересами секты. Здесь налицо полное манипулирование человеческим сознанием. Никакого «управления мотивацией» тут просто не требуется.
д) Усталость
В сектах люди подвергаются очень тяжелым физическим нагрузкам, они мало спят и мало едят (а то и вообще голодают). Человек, который валится с ног от усталости, просто не может как следует подумать над своим положением, и уж тем более – принять решение покинуть секту.
е) Вина
Человеку постоянно внушается, что он – страшный грешник (разумеется, это делается не на первых стадиях). В конце концов такой человек действительно чувствует себя очень виноватым (даже не осознавая, в чем именно), и, чтобы хоть как-то искупить свою мнимую вину, готов сделать все, что ему прикажут.
ж) Страх
Это очень мощный фактор, удерживающий человека в секте. Особенно это касается сатанистских сект. Боясь кары за отступничество, особенно опасаясь за жизни своих близких, человек, даже осознав свое подлинное положение, не покидает секту. Руководители сект это отлично понимают и много времени уделяют описаниям весьма натуралистичных адских мучений и страшной участи отступников.
з) Эффект «сожженных мостов»
Здесь мы имеем дело с очень тонким психологическим приемом. Во многих сектах во время инициации от посвящаемого требуется совершить какой-нибудь поступок, совершенно неприемлемый с точки зрения нормальных людей. Так, в секте «Богородичный центр» существует чин отречения от матери, в ходе которого от адепта часто требуется ударить родную мать по лицу или плюнуть на ее могилу. Совершая такого рода поступок, человек интуитивно чувствует, что перешел невидимую грань и назад ему дороги нет. Такие остаются в секте до конца или кончают с собой.
2. Пути воздействия тоталитарных сект на внешний мир
Ни одна организация, в том числе и секта, не может существовать в вакууме. Так или иначе, ей приходится взаимодействовать с окружающей средой, которая отнюдь не всегда является благоприятной. На внешний мир лидеры сект смотрят с двух позиций: как на источник «сырья», т.е. будущих адептов, и, с другой стороны – как на источник проблем, т.е. структуру, с законами которой секте так или иначе приходится считаться. Поэтому и воздействие на внеш
ний мир идет по двум основным направлениям: воздействие на общественное мнение и воздействие, а государственный органы. Объект воздействия, т.е. внешний мир – весьма неоднороден, но для рядовых сектантов он весь представляется враждебным и обреченным. Однако руководители сект понимают его неоднородность, и в первую очередь стремятся выделить тех, кто может представлять для секты угрозу. В сайентологии такие люди называются Подавяющие Личности (ПЛ), и мы уже видели, что против них разрешены любые средства.